Бугульма, ул. Герцена, 88

Традиции праздника Навруз

Сотрудники Бугульминского краеведческого музея продолжают знакомить читателей с традициями народных праздников, отмечаемых в нашем крае.

Ежегодно 21 марта  отмечается праздник Навруз – это день весеннего равноденствия (равенство дня и ночи), официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю.

Само слово «Навруз» переводится как «новый день» Название символизирует начало новой жизни, пробуждение природы после долгого зимнего сна, является олицетворением света и тепла, щедрости и изобилия, счастья и благополучия, к которому стремиться каждый живущий на земле.

Навруз, зародился в Хорасане — исторической области на северо-востоке Ирана более 3000 лет назад, почти одновременно с возникновением земледелия. И распространился по всем сопредельным странам.

Сегодня его традиционно празднуют в Иране, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане, Азербайджане, Албании, Кыргызстане, Турции, Казахстане. В России этот праздник популярен в Татарстане, Башкирии и Дагестане.

Корни Навруза уходят в зороастризм. Это одна из древнейших религий, берущая своё начало в откровении пророка Спитамы Заратустры.  В основе учения Заратустры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний.

Навруз является древнейшим земледельческим праздником. Его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Омар Хайям,  служивший при дворе Сельджукского султана Джалал ад-Дина Мелик-шаха связывал возникновение Навруза с именем легендарных царей Джамшида, Каюмурса и других.

По древнему обычаю люди должны были до наступления праздника тщательно убраться дома и вокруг него, полностью рассчитаться с долгами. На праздничный стол готовили кушанья из семи, преимущественно растительных продуктов, названия которых начинались с буквы «С» персидского алфавита. Например, это могли быть яблоко, черные косточки, маслина, уксус, чеснок. Выкладывали лепешки из пшеницы, ячменя, проса, риса, кунжута и бобов. Наиболее известным блюдом являлся сумаляк – блюдо из проросших ростков пшеницы. Вазочками с проросшими ростками пшеницы, перевязанными красной лентой украшались дома, сады и праздничные столы. На стол принято было ставить зеркало, свечи и крашеные яйца. Разукрашенное яйцо ассоциировалось с зарождением всего живого. Чаще всего яйца красили в зеленый цвет.Свеча символизировала огонь, защищающий человека от злых сил.

         Праздник Навруз имеет доисламское происхождение. Его философия и обрядность не имеют к исламской религии никакого отношения. Более того, исторические корни этого праздника находятся в противоречии с исламом, сущность  которого заключается в строгом единобожии и отрицании преклонения перед природными силами.

Можно провести аналогию с русской Масленицей, которая, имеет языческие корни, и соответственно, не имеет отношения к православию. Представители церкви к этому празднику относятся спокойно и с уважением. Традиционная религия не противоречит древним народным традициям.

В 2009 году Навруз включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО как культурная традиция многих народов.

Этот праздник способствует продвижению ценностей мира и солидарности между поколениями, в том числе, и внутри семьи, а также примирению и добрососедству, что содействует сохранению культурного разнообразия и укреплению дружбы между народами и различными общинами.

         Празднование Навруза — это утверждение жизни в гармонии с природой, осознание неразрывной связи между созидательным трудом и природными циклами обновления, заботливое и уважительное отношение к природным источникам жизни.

Разработка сайта: Веб-студия БИТРУ