Бугульма, ул. Герцена, 88

Музейная домотканина

В Бугульминском краеведческом музее хранится большая коллекция домотканых изделий. Это предметы, сотканные мастерицами на ткацких станках. Среди собранной домотканины большое множество холщовых полотенец (более 60 единиц хранения), а также салфеток, скатертей, покрывал, занавесок. Каждый экспонат по-своему уникален, имеет свое происхождение и историю. Есть в музее и настоящий ткацкий станок, на котором наши предки изготавливали для себя данные предметы обихода.  

История создания ткацкого станка уходит в глубокую древность. Прежде чем научиться ткать, люди научились плести из веток и камыша простые циновки. И лишь освоив технику плетения, они задумались о возможности переплетать нити. Первые ткани из шерсти и льна начали изготавливать более пяти тысяч лет назад до нашей эры. Согласно историческим сведениям местом зарождения ткацкого станка является Египет.

С древних времён на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Без ткацкого стана или «красны» не обходилась ни одна изба. Домотканина была очень разнообразна – белые полотна шли на постельное бельё, полотенца, платки-ширинки, из «пестряди» — клетчатой разноцветной шерстяной или льняной ткани шилась одежда, узорным ткачеством украшали концы полотенец, столешники и детали рубах. Ткацкий станок был необходимым орудием труда, и девочек с самого малолетства приучали к этой тяжелой, изнурительной работе. Более того, каждая девушка к замужеству должна была подготовить себе приданное – домотканое полотно, из которого шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы несли символический смысл в каждой вещи и служили не только в быту, но и использовались для ритуалов и национальных обрядов. Как сырьё использовали лён, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества.

Принцип действия ткацких станков в основном у всех одинаковый, но в конструкции есть некоторые отличие. Станок размещенный в экспозиции нашего музея называется татарский горизонтальный с неразвитой рамой.

Стан использовался бедными слоями татарского населения Урало-Поволжского региона России как приспособление для ручного изготовления ткани в ХIХ — начале ХХ веков.

 Стан ткацкий татарский горизонтальный с неразвитой рамой представляет собой сложную конструкцию. Передний конец такой рамы плотно прижимался к крайней доске нар, а задний — прикреплялся к стене небольшим бруском. Бердо и нитченки на регулируемых палочках подвешивали к потолку. Основой её являются два передних по отношению к ткачихе столбика — вертикальные станины, определяющие высоту стана. В верхних концах передних станин сделаны прямоугольные вырезы на половину их толщины для вставления пришвы (специальный вал для закрепления основы ткани). Вертикальные станины внизу соединены поперечным брусом — иглицей (это ширина стана). С внешних сторон вертикальных передних столбиков — станин на уровне иглицы крепятся два бруска-горизонтальные станины или боковины, определяющие длину стана.

Но чтобы более точно представить, как выглядит ткацкий станок, необходимо прийти в музей и все как следует рассмотреть. Возможно после этого кто-то захочет попробовать себя в этом старинном виде искусства. Что несомненно позволит погрузиться в реалии прошлого, ощутить себя причастным к вековым традициям. 

Специалист музея – Андреева Г.Н.

Фото из архива музея

Разработка сайта: Веб-студия БИТРУ