Бугульма, ул. Герцена, 88

Что такое ПЁКЛО?

       Бугульминский краеведческий музей продолжает знакомить своих читателей с предметами, которые были хорошо известны нашим прабабушкам и прадедушкам, и практически не известны нам. Сегодня мы с Вами вспомним, что такое пёкло.

Пёкло, лопата хлебная, лопата — садка, садник — это плоская деревянная лопата с длинной ручкой для сажания пирогов и хлебов в печь и вынимания их оттуда. На нее клали приготовленный для выпечки хлеб в форме, чтобы поместить на под, в печь. Также ими ворошили зерно на току, а частенько и  приспосабливались чистить зимой и весной крышу от снега, так как очистка крыши подобной лопатой уменьшает вероятность ее пропороть.

Хлебную лопату делали из целого куска дерева, точнее, липового, осинового или ольхового кряжа толщиной не менее 25 см. Сложность изготовления лопаты состояла в том, что не так-то просто было подыскать ствол такой толщины с прямослойной древесиной и минимальным количеством сучков. Но если всё же более — менее подходящий ствол подобрать удавалось, с него снимали кору и с помощью клиньев из твердой древесины (дуба, березы, клена) раскалывали пополам, получая две плахи. Из каждой плахи вытёсывали по одной доске. Доску гладко остругивали и чертили на ней контуры будущей лопаты. Причём контуры старались расположить так, чтобы сучковатые участки древесины при последующей обработке по возможности удалялись. Затем из доски, строго придерживаясь нанесённых контуров, вытёсывали черновую заготовку лопаты. На следующем этапе скругляли по всей длине черенок и стёсывали до намеченной толщины полотно лопаты. Завершали работу чистовой обработкой всех поверхностей, которые циклевали, скоблили осколками оконного стекла и зачищали шлифовальной шкуркой.

Хлебная лопата вместе с ухватами стояла у печи, и ее, как и ухват, не полагалось без особых причин выносить из дома. Хлебная лопата, которая постоянно соприкасается с огнем, обладающим очистительной и омолаживающей силой, конечно же, не могла не стать магическим орудием. Так, ее использовали в борьбе с небесной водой – дождем и градом. При приближении градовой тучи хлебную лопату выносили из дома, а иногда просто выбрасывали во двор. Хлебной лопатой «закрещивали» грозовую тучу. Для этого брали пасхальную скатерть (ту, которая была на столе в день празднования Пасхи), прикрепляли к лопате и размахивали, как хоругвями, из стороны в сторону, словно разгоняя тучи.

В повседневной жизни в отношении хлебной лопаты существовал ряд правил и запретов. Так, после того как хлеб поставили в печь, хлебную лопату надо было поднять как можно выше, дотронуться до балки или печной трубы, чтобы хлеб хорошо поднялся. А потом выставить лопату в сени или поставить в клеть, «чтобы в доме никто никому не был должен». Причем лопату надо было ставить ручкой вверх. Хлебную лопату запрещалось использовать не по назначению. Считалось: тот, кто нарушит это правило, будет болеть, дети перестанут расти, хлеб перестанет подниматься, и такой лопатой в дальнейшем пользоваться было нельзя.

Использовали лопату при лечении больных, чаще всего детей. Их сажали или клали на лопату и на какое-то время помещали в протопленную печь. Больного как бы заново «пекли», «перепекали», наделяли новой долей, благами, способностями, которые так необходимы человеку.

Дежа (кадушка – дуплянка для квашни) и хлебная лопата всегда представлялись как неразлучная пара, которая только вместе будет способствовать благополучию и счастью в семье. Поэтому, когда надо было выбросить старые кадку и лопату, их жгли вместе — на масленичном или купальском костре. Когда надо было купить или сделать новые — приобретали вместе, только парой.

Разработка сайта: Веб-студия БИТРУ